Составление упражнений на употребление «зачем» и «почему» для студентов-иностранцев при помощи НКРЯ: проблемы и результаты

Обычно функционирование в русском языке вопросительных слов почему и зачем объясняется студентам-иностранцам, опираясь на понятия причины и цели: зачем используется, чтобы сформулировать вопрос о цели, а почему чтобы спросить о причине какого­-нибудь явления или действия (см. например И. Пулькина, Е. Захава-Некрасова 1991). Поскольку во многих европейских языках, в том числе и в итальянском, чтобы спросить о причине и о цели употребляется одно и то же вопросительное слово, выбор между зачем и почему часто оказывается проблематичным для итальянских студентов. С помощью НКРЯ мы решили подобрать несколько примеров реального употребления зачем и почему для того, чтобы проверить, отражает ли функционирование этих слов в речи объяснение, представленное в учебниках и грамматиках.