Языковая норма как объект преподавания и исследования

В сущности, представление о языке как о своде норм, или правил, или предписаний и является тем образом языка, который имеет не только неискушенный носитель языка, но и средний школьный учитель и даже преподаватель вуза. Этот образ является результатом языкового образования, которое строится исключительно в предписывающем ключе. Одной из причин отторжения формата ЕГЭ по русскому языку, по нашим наблюдениям, является убежденность старшеклассников и их родителей в том, что содержащиеся в ЕГЭ задания по теории языка им «не нужны» - значительно более полезным представляется большинству выучивание наизусть списка словарных наречий или детальное освоение редких пунктуационных случаев, описанных Д.Э. Розенталем (к чему, во многих случаях, сводится тот вступительный экзамен по русскому языку, который предлагается самими вузами). Более того, эта самая теория языка (основы фонетики, представление о морфологической системе русского языка, базисные понятия синтаксиса) тоже в свою очередь кажется очередным сводом правил, только правил ненужных, в отличие от орфографических и пунктуационных.