Корпусные методики обучения русскому языку

То, что в сборнике 2005 года казалось личными преподавательскими находками [Добрушина 2005], облегчающими и делающими более занимательной повседневную практику, за три года переросло в своего рода общественную деятельность. В 2006–2007 гг. прошли три семинара для учителей и преподавателей московских вузов по НКРЯ и преподаванию русского языка, курсы повышения квалификации для преподавателей региональных вузов и международная конференция "Национальный корпус русского языка и современное гуманитарное образование".

M6 (ND). Морфология (грамматическая семантика). Лицо. Значение местоимения мы

Проанализируйте употребления местоимения мы. Какое значение имеет это местоимение в каждом из предложений? Кто входит в группу лиц, обозначенных местоимением? Какой риторический эффект имеет это местоимение в каждом из контекстов? 1) Мы не имеем права рассчитывать на то, что, прожив жизнь кое-как, не достойно ни себя, ни Бога, в последнее мгновение сможем сказать: [Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Неделя 32-я по Пятидесятнице. О Закхее (1976)]

M5 (ND). Морфология (грамматическая семантика). Повелительное наклонение

Проанализируйте употребление повелительного наклонения в следующих предложениях. Какую стилистическую роль играют эти формы?

M4 (ND). Морфология (грамматическая семантика). Время. Значение временных форм

Проанализируйте значение временной формы в следующих предложениях. 1. Классической моделью взаимоотношений между гражданином и государством является добровольное отчуждение человеком части своих прав в пользу государства, которое, в свою очередь, выступает инструментом и гарантией защиты остальных оставшихся у гражданина прав.

M3 (ND). Морфология (грамматическая семантика). Возвратность

На основе следующих примеров проанализируйте значение возвратного постфикса выделенных глаголов. 1) То, что они обнялись с Зюгановым, — ну так я бы не обижался, правильно сделали, что обнялись, тем самым они говорят Зюганову: мы будем за ваших избирателей бороться. [«Борис Немцов: «Кремль и есть правительство» // «Газета», 2003.06.20]

M2 (ND). Морфология (грамматическая семантика). Вид. Видовое значение форм двувидовых глаголов («мотивировать»)

Проанализируйте употребления глагола мотивировать с точки зрения его вида. Выделите такие употребления глагола, где а) он употреблен в совершенном виде, б) он употреблен в несовершенном виде, в) вид глагола невозможно однозначно определить. Какие формы глагола мотивировать неоднозначны с точки зрения вида? Какие формы однозначны?

M1 (ND). Морфология (грамматическая семантика). Одушевленность («жертва» и «персонаж»)

Проанализируйте следующие примеры с точки зрения одушевленности / неодушевленности выделенных сущеcтвительных. В каких предложениях существительные жертва и персонаж употреблены как одушевленные? В каких – как неодушевленные? Какими особенностями контекстного значения этих слов можно объяснить их одушевленность / неодушевленность?

IM2 (ND). Историческая морфология (грамматическая семантика). Превосходная степень прилагательного. Изменения в значении

Прочитайте приведенные ниже примеры употребления слов эк и эко в текстах 19 века (часть А). Сформулируйте, чем отличаются контексты этих слов. Среди примеров из современных текстов (часть Б) найдите те, в которых слова эк и эко употреблены не в соответствии с нормами 19 века.

IM1 (ND). Историческая морфология (грамматическая семантика). Деепричастие. Изменения в значении деепричастия

Прочитайте данные ниже примеры употребления превосходной степени прилагательных в 19 веке. Найдите среди них такие, употребление которых кажется вам устаревшим по сравнению с современным. Разделите устаревшие употребления на группы по значению. Сделайте выводы о том, как изменилось употребление превосходной степени в 20 веке по сравнению с 19-м. Рассмотрев пример 14, выскажите предположение о том, почему превосходные прилагательные с приставкой наи- были в 19 веке значительно более употребительными, чем в 20-м?

S2 / L7 (ND). Стилистика. / Лексикология. Использование старославянизмов (врата)

Какую роль играет старославянизм врата в каждом из данных предложений? 1. Поднимаясь к свету постепенно разгоравшихся паникадил, она вела к минуте, когда царские врата отворялись и недлинной чередой выходили священники. [Елена Чижова. Лавра // «Звезда», No7–9, 2002]