Использование НКРЯ в преподавании речеведческих дисциплин в вузе (на примере курса «Культура деловой речи»)

В рамках курсов, которые рассматривают проблемы использования человеком языка в своей профессиональной деятельности и других видах общения, материалы сайта «Национальный корпус русского языка» могут стать незаменимым дидактическим средством для формирования профессионально-педагогической и информационно-коммуникативной компетентности студентов. Способность ориентироваться в «океане» текстов, видеть их жанровые особенности и стилевые черты, создавать свои текста по образцу, вычленять устойчивые, стереотипные единицы – все это совершенно необходимые и как бы сами собой формирующиеся умения студентов-лингвистов и, – шире – носителей языка. Но методисты знают, сколько времени и усилий требует формирование этих умений. Национальный корпус русского языка «содержит … все типы письменных и устных текстов, представленных в данном языке (художественные разных жанров, публицистические, учебные, научные, деловые, разговорные, диалектные и т.п.)». Именно это позволяет использовать его при обучении речеведческим дисциплинам (функциональной стилистике, риторике, культуре речи) и экономить при этом силы и время.

Дидактико-методические аспекты использования Национального корпуса русского языка в речеведческих курсах (на примере курса «Деловой русский язык»)

Материалы сайта «Национальный корпус русского языка» могут стать незаменимым дидактическим средством для формирования профессионально-педагогической и информационно-коммуникативной компетент¬ности студентов. Способность ориентироваться в «океане» текстов, видеть их жанро¬вые особенности и стилевые черты, создавать свои тексты по образцу, вычленять устойчивые, стереотипные единицы – все это совершенно необходимые и как бы сами собой формирующиеся умения студентов-лингвистов и – шире – носителей языка. Но методисты знают, сколько времени и усилий требует формирование этих умений. В решении задач, стоящих перед преподавателем, ему должны помочь, разумеется, рекомендации методистов. Именно методика на протяжении десятков лет аккумулирует лучший опыт, соотносит его с общедидактическими требованиями, вырабатывая рекомендации инвариантного характера.