Использование Национального корпуса русского языка при составлении и тестировании задач для всероссийского конкурса «Русский медвежонок — языкознание для всех»

Всероссийский конкурс-игра «Русский медвежонок — языкознание для всех» проводится для школьников 2–11 классов с 2000 года ежегодно и собирает с каждым разом все большее количество участников. В 2006 году в конкурсе участвовало более 1 миллиона 400 тысяч школьников. Такой масштаб обязывает организаторов особенно тщательно готовить задания для конкурса. Национальный корпус русского языка (НКРЯ) используется методической комиссией конкурса в двух аспектах: 1) как источник примеров при составлении задач, 2) для отладки уже готовых задач. 1 аспект — составление задач. К материалу корпуса можно обращаться, когда уже есть идея задачи, но необходима хорошая иллюстрация. Скажем, обращаясь к текстам XIX века, можно найти подходящие примеры с разными типами устаревших слов. Вот пример задачи на морфологические архаизмы, примеры для которой были подобраны в корпусе.

Учёт колебания грамматической нормы при составлении тестовых конкурсных заданий

Грамматическая норма в русском языке не является застывшей, раз и навсегда принятой, а наоборот, с течением времени меняется. Может измениться грамматический род существительного, тип склонения, образование отдельных форм, глаголы могут перейти в другой, продуктивный, класс и т. д. Эти изменения происходят всегда, но в наше время, связанное с серьезными социальными и технологическими переменами, и в языке, в частности в грамматике, изменения происходят особенно заметно. Как же поступать с таким вариативным материалом в процессе преподавания? Безусловно, его можно и нужно учитывать и использовать в обучении русской грамматике, в частности при составлении грамматических заданий. Однако решающий такие задания должен хорошо обосновать свой ответ.