Конкуренция действительных причастий прошедшего и настоящего времени

Настоящее исследование посвящено вопросу о том, какие значения имеет категория времени у действительных причастий, и о том, каким образом осуществляется выбор между действительными причастиями настоящего и прошедшего времени в контекстах, подобных следующему: (1) Я хорошо видел человека, выходящего /выходившегоиз дома напротив.
Корпусные исследования по русской грамматике. / Ред.-сост. К.Л. Киселева, В.А. Плунгян, Е.В. Рахилина, С.Г. Татевосов. М.: Пробел, 2009. С. 245-282

Взаимодействие некоторых характеристик русских именных групп

Для анализа методом сплошной выборки из спонтанных устных текстов на русском языке был создан корпус из 3022 именных групп (ИГ). Каждая ИГ оценивалась по 10параметрам, связанным с внутренней структурой и внешними функциями: частеречная принадлежность вершины (существительное vs. местоимение), грамматические –словоизменительные и классифицирующие – признаки вершины (число, род, падеж,одушевленность1), синтаксическая функция (А – подлежащее при переходном глаголе, S –подлежащее при непереходном глаголе, O – прямое дополнение и т.д.), наличие определений ит.д. О взаимодействии этих признаков на уровне текста известно крайне мало. Основной метод работы заключался в установлении статистических корреляций между признаками,разводимыми в традиционной грамматике «по разным ведомствам». Обнаружилось, например, что падежное оформление ИГ нетривиальным образом увязано со свойствами вершины ИГ.

Системные отношения между классами русских рефлексивных глаголов в связи с их частотными характеристиками (по данным корпусного исследования)

Несмотря на все многообразие работ, посвященных русским рефлексивным глаголам (РГ)1, см., прежде всего, [Исаченко 2003/1960: 374-406; Янко-Триницкая 1962; Gerritsen 1990; Шелякин, 1991; Князев 2005: 173-243], ни в одной из них не приводятся систематические статистические данные о представленности классов РГ в тексте, т.е. о token frequency таких классов2. При этом исследователи обращали внимание на то, что отсутствие «указаний на объем выборок и количественной оценки классов (...) снижает достоверность описаний и надежность выводов» [Генюшене 1983:11]. Основная цель предлагаемого исследования состоит в том, чтобы восполнить этот пробел.

Частотные характеристики классов русских рефлексивных глаголов

Под рефлексивными, или, иначе, возвратными глаголами (далее РГ) в настоящей работе вслед за многими исследователями [Генюшене 1983: 1, Князев 2005: 180, Перцов 2003: 43, Янко-Триницкая 1962: 4] понимаются все русские глаголы, которые имеют так называемый рефлексивный показатель (далее РП) — аффикс -ся или его алломорф -сь, независимо от функции и словоизменительного/словообразовательного статуса этого показателя.
Корпусные исследования по русской грамматике. / Ред.-сост. К.Л. Киселева, В.А. Плунгян, Е.В. Рахилина, С.Г. Татевосов. М.: Пробел, 2009. С. 184-223