Дидактико-методические аспекты использования Национального корпуса русского языка в речеведческих курсах (на примере курса «Деловой русский язык»)

Материалы сайта «Национальный корпус русского языка» могут стать незаменимым дидактическим средством для формирования профессионально-педагогической и информационно-коммуникативной компетент¬ности студентов. Способность ориентироваться в «океане» текстов, видеть их жанро¬вые особенности и стилевые черты, создавать свои тексты по образцу, вычленять устойчивые, стереотипные единицы – все это совершенно необходимые и как бы сами собой формирующиеся умения студентов-лингвистов и – шире – носителей языка. Но методисты знают, сколько времени и усилий требует формирование этих умений. В решении задач, стоящих перед преподавателем, ему должны помочь, разумеется, рекомендации методистов. Именно методика на протяжении десятков лет аккумулирует лучший опыт, соотносит его с общедидактическими требованиями, вырабатывая рекомендации инвариантного характера.

The National Russian Corpus as a teaching tool — general observations and case studies from the perspective of Russian language teaching in Poland

Цель этой статьи – представить некоторые теоретические соображения, а также примеры исследований отдельных проблем, иллюстрирующие применение Национального корпуса русского языка в преподавании общего курса русского языка, курса русского языка для делового общения и курса польско-русского перевода польским студентам в институте Восточно-славянских исследований в университете Ополе (Польша). Одной из причин, подвигших нас на написание этой статьи, стал постоянно усиливающийся дефицит современных учебных материалов по русскому языку в сегодняшней Польше; все острее ощущается на польском книжном рынке нехватка толковых словарей русского языка. Кроме того, растущее применение коммуникативных и лексических методов в преподавании русского языка и связанный с этим акцент на преподавании живого языка, используемого в повседневной коммуникации, усиливают роль НКРЯ как важного вспомогательного инструмента при обучении русскому языку в современной Польше.