Дидактические возможности НКРЯ в рамках спецкурса для филологов «ИКТ в обучении русскому языку»

Предлагаем методическую разработку занятия по теме «Дидактические возможности НКРЯ» для студентов филологического факультета. Цель: приобретение студентами знаний и навыков, которые позволят им использовать НКРЯ в профессиональной и исследовательской деятельности и послужат базой для их дальнейшего совершенствования. Задачи: 1) познакомиться с ресурсом Национальный корпус русского языка, 2) продемонстрировать и отработать разные варианты поиска по НКРЯ, 3) выявить и описать дидактические возможности НКРЯ в школьном курсе русского языка, 4) раскрыть возможности использования НКРЯ в научно-исследовательской работе студентов.

Семинар по метафоре в языке и тексте: откуда в валютном коридоре оказалась змея

Семинар решает две задачи: создать базовые навыки пользования Корпусом и показать, каким образом с помощью корпуса можно исследовать значение метафоры.

НКРЯ тьюториал: Количественные результаты поиска в корпусе

Третий видеоурок по использованию корпуса.

НКРЯ тьюториал: Как пользоваться корпусом. Абсолютная частота употреблений и количество текстов

Второй видеоурок по использованию корпуса.

НКРЯ тьюториал: Как пользоваться корпусом. Относительная частота употреблений в ipm

Первый видеоурок по использованию корпуса.

Информационные технологии в гуманитарном образовании: Национальный корпус русского языка

Наша новая история кардинально повлияла на содержание многих предметов гуманитарного цикла образования. Литература, история и философия как предметы подверглись бурным обсуждениям и подчас сменили парадигму почти полностью. Русский язык, не будучи, на первый взгляд, идеологически нагруженным предметом, принципиально не пересматривался. ЕГЭ – это, пожалуй, первый сильный удар, нанесенный предмету русский язык. Последствия пока неясны и не осмыслены. Даже если предположить, что они не будут отрицательными, очевидно, что положительных ждать не приходится. В первую очередь потому, что воплощенная ЕГЭ формальная перестройка контроля знаний исходит из того же с содержательной точки зрения курса, который преподавался многие десятилетия. Между тем необходимость переосмысления самого содержания предмета (а не формы контроля знаний, как ЕГЭ) становится все более и более очевидной. Если содержание курсов литературы, истории и философии оказалось завязанным прежде всего на идеологии эпохи, то курс языка должен проявлять чувствительность к совсем иным явлениям нашей жизни.

Семинар по истории значения слов в компьютерном классе

Семинар решает две задачи: создать базовые навыки пользования Корпусом и показать,каким образом с помощью Корпуса можно исследовать историю русской лексики 19-21 веков.