Предисловие к книге «Как использовать корпуса в преподавании иностранного языка»

Интерес к корпусным данным и их применению в преподавании языка стал возрастать, когда лингвисты поняли, что лексическим и фразеологическим единицам необходимо уделять более важную роль, чем прежде, и – немного позднее – что надежную информацию об этих структурах нельзя получить путем интроспекции, то есть анализа собственной интуиции. Вскоре после появления корпусов приобрело новую степень точности изучение языковой вариативности, поскольку стало возможным сопоставлять обширные данные и приблизить теорию к практиике.Однако, чтобы правильно использовать корпус в работе, преподаватель должен хотя бы в некоторой мере ориентироваться в рутинных процедурах, связанных с поиском информации в корпусе, и, что самое важное, иметь навыки и опыт оценки этой информации.

Получение и интерпретация корпусной информации: обучение преподавателей работе с корпусом

Корпусная информация становится все более важным элементом преподавания, однако развитию у преподавателей навыков оценки и использования корпуса по-прежнему уделяется сравнительно мало внимания. Как правило, преподаватели слышали о корпусе, но толком не знают, что это такое и как им пользоваться, опасаясь, что потребуются слишком специальные навыки, связанные с обработкой данных или информационными технологиями. Кроме того, многих интересует, не надо ли быть носителем языка, чтобы правильно понимать и использовать корпусную информацию. Чтобы ответить на эти типичные и, отметим, вполне оправданные вопросы, необходимо описать общую перспективу, включающую корпусную информацию в преподавание.

Использование корпуса на занятиях: обзор практик и анализ перспектив

Говоря о практическом применении корпуса для обучения родному или иностранному языку, необходимо провести различие между созданием используемых в ходе обучения основанных на корпусе дескриптивных материалов, с одной стороны, и использованием корпуса в самом процессе преподавания и обучения, с другой. Этот второй аспект – появление опирающихся на корпус эффективных методик для преподавания языка на уроке - и является темой настоящей статьи. Иными словами, мы будем отвечать не на вопрос о том, какие языковые факты, важные для изучения и обучения языку, могут быть выявлены при работе с корпусом, а на вопрос о том, как корпуса и корпусная лингвистика могут непосредственно помочь в преподавательском процессе.