Задачник корпуса

То, что Национальный корпус русского языка (далее – Корпус) существенно изменил исследовательскую и преподавательскую практику русистов, – факт, получивший широкое признание. Понятно и то, что с помощью Корпуса уже решаются многочисленные исследовательские и дидактические задачи. Прошедшая в апреле 2007 года конференция «Национальный корпус русского языка и проблемы гуманитарного образования» стала своеобразным «парадом задач», с которыми участники конференции знакомили друг друга. Естественно, что часто речь шла о сходных задачах, решаемых на разном материале и с разными целями. В связи с этим и возникает мысль проанализировать обсуждаемые задачи, попытавшись составить своеобразный ЗАДАЧНИК КОРПУСА, как это обозначено в названии статьи. При этом стоит опираться не только на материал, представленный на конференции [Шмелева, 2007а], но и на другие работы, а также на сообщения участников конференции, опубликованные в тезисах [Национальный, 2007].

The polysemy of an “empty” prefix: A corpus-based cognitive semantic analysis of the Russian verbal prefix PO

A dissertation submitted to the faculty of the university of north carolina at chapel hill in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in the Department of Slavic Languages and Literatures (Slavic Linguistics).

Дистрибуция русских пассивных форм: корпусное исследование

Настоящее исследование посвящено одной из наиболее интересных проблем русской глагольной морфологии— проблеме выбора глагольной формы при образовании пассивной конструкции. Объектом исследования являются, таким образом, русские пассивные формы, а предметом исследования— свойства пассивных конструкций, содержащих пассивные формы различных типов, и параметры их распределения.

Дистрибуция русских пассивных форм: корпусное исследование

Настоящее исследование посвящено одной из наиболее интересных проблем русской глагольной морфологии— проблеме выбора глагольной формы при образовании пассивной конструкции. Объектом исследования являются, таким образом, русские пассивные формы, а предметом исследования— свойства пассивных конструкций, содержащих пассивные формы различных типов, и параметры их распределения.

Корпусный анализ функционирования слов с суффиксом –учи в современном русском языке

Деепричастно-наречные слова (далее ДНС) с суффиксом –учи изучены очень мало. Скупые данные мы находим лишь в вузовских учебниках по морфологии и в пометах словарей. Данное исследование посвящено двум аспектам функционирования ДНС в современном русском языке.
Сборник студенческих работ ПСТГУ. М. 2011.

Деепричастно-наречные слова с суффиксом -учи в русском языке

Деепричастно-наречные слова (далее ДНС) с суффиксом –учи изучены очень мало. Скупые данные мы находим лишь в вузовских учебниках по морфологии и в пометах словарей. Данное исследование посвящено двум аспектам функционирования ДНС в современном русском языке.
На правах рукописи. ПСТГУ. 2011.

M6 (ND). Морфология (грамматическая семантика). Лицо. Значение местоимения мы

Проанализируйте употребления местоимения мы. Какое значение имеет это местоимение в каждом из предложений? Кто входит в группу лиц, обозначенных местоимением? Какой риторический эффект имеет это местоимение в каждом из контекстов? 1) Мы не имеем права рассчитывать на то, что, прожив жизнь кое-как, не достойно ни себя, ни Бога, в последнее мгновение сможем сказать: [Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Неделя 32-я по Пятидесятнице. О Закхее (1976)]

M5 (ND). Морфология (грамматическая семантика). Повелительное наклонение

Проанализируйте употребление повелительного наклонения в следующих предложениях. Какую стилистическую роль играют эти формы?

M4 (ND). Морфология (грамматическая семантика). Время. Значение временных форм

Проанализируйте значение временной формы в следующих предложениях. 1. Классической моделью взаимоотношений между гражданином и государством является добровольное отчуждение человеком части своих прав в пользу государства, которое, в свою очередь, выступает инструментом и гарантией защиты остальных оставшихся у гражданина прав.

M3 (ND). Морфология (грамматическая семантика). Возвратность

На основе следующих примеров проанализируйте значение возвратного постфикса выделенных глаголов. 1) То, что они обнялись с Зюгановым, — ну так я бы не обижался, правильно сделали, что обнялись, тем самым они говорят Зюганову: мы будем за ваших избирателей бороться. [«Борис Немцов: «Кремль и есть правительство» // «Газета», 2003.06.20]