M6 (ND). Морфология (грамматическая семантика). Лицо. Значение местоимения мы

Проанализируйте употребления местоимения мы. Какое значение имеет это местоимение в каждом из предложений? Кто входит в группу лиц, обозначенных местоимением? Какой риторический эффект имеет это местоимение в каждом из контекстов? 1) Мы не имеем права рассчитывать на то, что, прожив жизнь кое-как, не достойно ни себя, ни Бога, в последнее мгновение сможем сказать: [Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Неделя 32-я по Пятидесятнице. О Закхее (1976)]

S2 / L7 (ND). Стилистика. / Лексикология. Использование старославянизмов (врата)

Какую роль играет старославянизм врата в каждом из данных предложений? 1. Поднимаясь к свету постепенно разгоравшихся паникадил, она вела к минуте, когда царские врата отворялись и недлинной чередой выходили священники. [Елена Чижова. Лавра // «Звезда», No7–9, 2002]

S1 (ND). Стилистика. Функции прилагательных в официально-деловом и художественном стилях

Сопоставьте прилагательные в текстах официально-делового стиля и художественного. Что вы можете сказать о различиях в составе и употреблении прилагательных? 1. Мы, нижеподписавшиеся, педагогический колледж No 3 в лице директора А. Г. Кутузова, именуемый в дальнейшем "Педколледж", с одной стороны, и ____ (Ф. И. О. законного представителя, желающего учиться на подготовительных курсах), проживающий по адресу ____ (полностью), именуемый в дальнейшем "Законный представитель" или "Слушатель", с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем: [Договор с колледжем (2002)]

Использование НКРЯ для моделирования научной и методической работы студентов

Национальный Корпус русского языка (НКРЯ) оказался очень удобным инструментом для моделирования научной работы и для организации практической работы студентов с языковым материалом. В данный момент кафедра «Современного русского языка» Филологического факультета ПСТГУ регулярно использует НКРЯ, в частности при преподавании дисциплины «Современный русский язык. Лексикология» филологам-русистам и дисциплины «Русский язык и культура речи», предназначенной всем студентам-филологам. Первоначально основным препятствием применения НКРЯ в занятиях со студентами было то, что многие из них не имеют возможности работать с Интернетом дома. Поэтому использование НКРЯ прижилось именно для предметов, преподаваемых первокурсникам. Дело в том, что в учебный план первого курса включен предмет «Основы информатики и математики», предполагающий несколько часов самостоятельной работы в Интернете на занятиях в компьютерном классе.

Обучение студентов-филологов лингвистическому анализу русского текста

У студентов-филологов, специализирующих в зарубежной филологии, курс «Современный русский язык» не ведется вовсе, заменен очень коротким – семестр по два часа в неделю – курсом «Русский язык и культура речи». При этом школа все хуже справляется с обучением современному русскому, абитуриенты все хуже знают этот предмет, а конкурс на филологические факультеты страны в наш прагматический век становятся из года в год меньше, так что выбирать себе студентов большинству из нас особо не приходится. В результате мы вынуждены учить студентов тому, что сами когда-то назубок знали к вступительным экзаменам. Хорошо, если во время отведенных программой часов удается успеть разжевать для студентов основные места теоретического курса и потренироваться в основных видах анализа – конечно, на материале упрощенных, отобранных преподавателем текстов.