Студенты — пользователи Национального корпуса русского языка

Настоящая статья посвящается использованию Национального корпуса русского языка (НКРЯ) иностранными студентами, изучающими русский язык. Статья написана на базе опыта многолетнего преподавания студентам в университетах США и Норвегии. Цель статьи – доказать, что НКРЯ может служить ценнейшим ресурсом для студентов на всех уровнях учебы – с самого начала вплоть до получения докторской степени. Статья начинается обсуждением ситуации, в которой находятся студенты-иностранцы, изучающие русский язык (2), причем анализируются и недостатки существующих материалов, и потенциальные успехи наших студентов при пользовании НКРЯ. Дальше мы перейдем к практике, обсудим разные методы, позволяющие ознакомить студентов с НКРЯ (3). Эти методы мы проиллюстрируем конкретными примерами, взятыми из курсов разных уровней и из исследований, проведенных с аспирантами (4). Затем следуют выводы (5).

Взаимодействие некоторых характеристик русских именных групп

Для анализа методом сплошной выборки из спонтанных устных текстов на русском языке был создан корпус из 3022 именных групп (ИГ). Каждая ИГ оценивалась по 10параметрам, связанным с внутренней структурой и внешними функциями: частеречная принадлежность вершины (существительное vs. местоимение), грамматические –словоизменительные и классифицирующие – признаки вершины (число, род, падеж,одушевленность1), синтаксическая функция (А – подлежащее при переходном глаголе, S –подлежащее при непереходном глаголе, O – прямое дополнение и т.д.), наличие определений ит.д. О взаимодействии этих признаков на уровне текста известно крайне мало. Основной метод работы заключался в установлении статистических корреляций между признаками,разводимыми в традиционной грамматике «по разным ведомствам». Обнаружилось, например, что падежное оформление ИГ нетривиальным образом увязано со свойствами вершины ИГ.

Данные корпуса на занятиях по синтаксису и лингвистическому анализу художественного текста

В Национальном корпусе русского языка представлен благодатный материал для наблюдений над синтаксическим поведением слова. Это дает возможность опираться на данные корпуса в курсах синтаксиса русского языка и лингвистического анализа художественного текста. В этой статье на примере имени существительного я хочу показать, как можно использовать корпус в работе со студентами. На занятии в аудитории студенты должны сравнить полученные ими данные. Это позволяет увидеть, что разряд и тематический класс имени существительного (лицо, животное, растение, пространство, инструмент, действие, состояние и т. д.) во многом предопределяют выбор его синтаксем.