К разработке нового словаря функциональных омонимов на основе Национального корпуса русского языка

Одной из наиболее сложных проблем компьютерной лингвистики является проблема разрешения многозначности, которая проявляется в различных аспектах – морфологическом, синтаксическом, лексическом. Одним из методов разрешения функциональной омонимии для русского языка является метод синтаксического анализа ближайшего контекста омонима. В основе метода контекстного анализа лежат эвристические правила, которые учитывают наиболее типичные для русского языка контекстные ситуации для каждого типа функциональных омонимов. Очевидно, что точность метода напрямую зависит от разнообразия разрешающих контекстов, а также типа омонима, который определяется на основе приписанной омониму совокупности грамматических характеристик. Представляется, что только на основе корпусных исследований можно решить поставленные задачи.

Использование материалов национального корпуса русского языка при изучении лексических категорий

Национальный корпус русского языка (далее НКРЯ) является богатейшим источником материала, который может найти различное применение в практике преподавания русского языка. В данной статье описан опыт использования материалов подкорпуса детской литературы НКРЯ при изучении лексических категорий многозначности, омонимии, синонимии и антонимии. Существующие сборники упражнений предлагают анализ языкового материала преимущественно на примерах классической литературы «для взрослых» и ориентированы, как правило, на студентов филологических факультетов. Мы же работаем со студентами, получающими квалификацию учителя начальных классов, и постоянное обращение к чудесному миру детской литературы нам представляется весьма полезным для профессиональной ориентации студентов. 378 художественных произведений, размеченных в НКРЯ как относящиеся к детской художественной литературе, дают богатейший материал для иллюстрации интересующих нас лексических категорий.