The polysemy of an “empty” prefix: A corpus-based cognitive semantic analysis of the Russian verbal prefix PO

A dissertation submitted to the faculty of the university of north carolina at chapel hill in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in the Department of Slavic Languages and Literatures (Slavic Linguistics).

К разработке нового словаря функциональных омонимов на основе Национального корпуса русского языка

Одной из наиболее сложных проблем компьютерной лингвистики является проблема разрешения многозначности, которая проявляется в различных аспектах – морфологическом, синтаксическом, лексическом. Одним из методов разрешения функциональной омонимии для русского языка является метод синтаксического анализа ближайшего контекста омонима. В основе метода контекстного анализа лежат эвристические правила, которые учитывают наиболее типичные для русского языка контекстные ситуации для каждого типа функциональных омонимов. Очевидно, что точность метода напрямую зависит от разнообразия разрешающих контекстов, а также типа омонима, который определяется на основе приписанной омониму совокупности грамматических характеристик. Представляется, что только на основе корпусных исследований можно решить поставленные задачи.

Семантические фильтры для разрешения многозначности в национальном корпусе русского языка: глаголы

В статье обсуждаются результаты эксперимента по разработке системы семантических фильтров глаголов, используемых для разрешения неоднозначности лексико-семантической разметки в Национальном корпусе русского языка. Основные задачи эксперимента: проверить, в какой степени можно использовать специализированные лексикографические источники для создания таких фильтров (в качестве основного источника использовался словарь глагольного управления [Апресян-Палл 1982]); какие ограничения на актанты (семантические, лексические, грамматические) наиболее значимы для фильтров.

НКРЯ: семантические фильтры для разрешения многозначности глаголов

Нам уже приходилось писать в ряде публикаций (см. Кустова и др. 2005, 2006; Шеманаева и др. 2007; Кустова, Толдова 2008а,b) о том, как устроена семантическая разметка в Национальном корпусе русского языка (нкря) и как работает программа снятия неоднозначности2. Однако, чтобы не затруднять читателя поиском этих публикаций, мы сочли целесообразным вкратце повторить некоторые основные тезисы, касающиеся проблемы многозначности в нкря и методов ее автоматического разрешения.

L7 (ED). Лексикология. Лексическая семантика. Значение. Многозначность. Эпидигматика («предложение»)

Рассмотрите значения слова предложение, представленные в нижеследующих контекстах. Выделите лексико-семантические варианты (ЛСВ), предложите краткое толкование для каждого ЛСВ, укажите номера примеров, относящиеся к каждому ЛСВ. Определите, имеет ли место омонимия или только многозначность. Укажите прямое значение, идиоматизированные словосочетания, окказиональные ЛСВ. Укажите тип мотивированности каждого из непрямых значений (метафорический или метонимический перенос). Нарисуйте схему, отображающую топологическую структуру многозначности и укажите топологический тип многозначности этого слова (радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная многозначность).

Использование материалов национального корпуса русского языка при изучении лексических категорий

Национальный корпус русского языка (далее НКРЯ) является богатейшим источником материала, который может найти различное применение в практике преподавания русского языка. В данной статье описан опыт использования материалов подкорпуса детской литературы НКРЯ при изучении лексических категорий многозначности, омонимии, синонимии и антонимии. Существующие сборники упражнений предлагают анализ языкового материала преимущественно на примерах классической литературы «для взрослых» и ориентированы, как правило, на студентов филологических факультетов. Мы же работаем со студентами, получающими квалификацию учителя начальных классов, и постоянное обращение к чудесному миру детской литературы нам представляется весьма полезным для профессиональной ориентации студентов. 378 художественных произведений, размеченных в НКРЯ как относящиеся к детской художественной литературе, дают богатейший материал для иллюстрации интересующих нас лексических категорий.