Системные отношения между классами русских рефлексивных глаголов в связи с их частотными характеристиками (по данным корпусного исследования)

Несмотря на все многообразие работ, посвященных русским рефлексивным глаголам (РГ)1, см., прежде всего, [Исаченко 2003/1960: 374-406; Янко-Триницкая 1962; Gerritsen 1990; Шелякин, 1991; Князев 2005: 173-243], ни в одной из них не приводятся систематические статистические данные о представленности классов РГ в тексте, т.е. о token frequency таких классов2. При этом исследователи обращали внимание на то, что отсутствие «указаний на объем выборок и количественной оценки классов (...) снижает достоверность описаний и надежность выводов» [Генюшене 1983:11]. Основная цель предлагаемого исследования состоит в том, чтобы восполнить этот пробел.

Частотные характеристики классов русских рефлексивных глаголов

Под рефлексивными, или, иначе, возвратными глаголами (далее РГ) в настоящей работе вслед за многими исследователями [Генюшене 1983: 1, Князев 2005: 180, Перцов 2003: 43, Янко-Триницкая 1962: 4] понимаются все русские глаголы, которые имеют так называемый рефлексивный показатель (далее РП) — аффикс -ся или его алломорф -сь, независимо от функции и словоизменительного/словообразовательного статуса этого показателя.
Корпусные исследования по русской грамматике. / Ред.-сост. К.Л. Киселева, В.А. Плунгян, Е.В. Рахилина, С.Г. Татевосов. М.: Пробел, 2009. С. 184-223