Студенты — пользователи Национального корпуса русского языка

Настоящая статья посвящается использованию Национального корпуса русского языка (НКРЯ) иностранными студентами, изучающими русский язык. Статья написана на базе опыта многолетнего преподавания студентам в университетах США и Норвегии. Цель статьи – доказать, что НКРЯ может служить ценнейшим ресурсом для студентов на всех уровнях учебы – с самого начала вплоть до получения докторской степени. Статья начинается обсуждением ситуации, в которой находятся студенты-иностранцы, изучающие русский язык (2), причем анализируются и недостатки существующих материалов, и потенциальные успехи наших студентов при пользовании НКРЯ. Дальше мы перейдем к практике, обсудим разные методы, позволяющие ознакомить студентов с НКРЯ (3). Эти методы мы проиллюстрируем конкретными примерами, взятыми из курсов разных уровней и из исследований, проведенных с аспирантами (4). Затем следуют выводы (5).

Учёт колебания грамматической нормы при составлении тестовых конкурсных заданий

Грамматическая норма в русском языке не является застывшей, раз и навсегда принятой, а наоборот, с течением времени меняется. Может измениться грамматический род существительного, тип склонения, образование отдельных форм, глаголы могут перейти в другой, продуктивный, класс и т. д. Эти изменения происходят всегда, но в наше время, связанное с серьезными социальными и технологическими переменами, и в языке, в частности в грамматике, изменения происходят особенно заметно. Как же поступать с таким вариативным материалом в процессе преподавания? Безусловно, его можно и нужно учитывать и использовать в обучении русской грамматике, в частности при составлении грамматических заданий. Однако решающий такие задания должен хорошо обосновать свой ответ.