L8 (ED). Лексикология. Лексическая семантика. Значение. Многозначность. Эпидигматика («двор»)

Рассмотрите значения слова двор, представленные в нижеследующих контекстах. Выделите лексико-семантические варианты (ЛСВ), предложите краткое толкование для каждого ЛСВ, укажите номера примеров, относящиеся к каждому ЛСВ. Определите, имеет ли место омонимия или только многозначность. Укажите прямое значение, идиоматизированные словосочетания, окказиональные ЛСВ. Укажите тип мотивированности каждого из непрямых значений (метафорический или метонимический перенос). Нарисуйте схему, отображающую топологическую структуру многозначности и укажите топологический тип многозначности этого слова (радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная многозначность).

L6 (ND). Лексикология. Лексическая семантика. Многозначность («белый»)

По данным ниже контекстам определите значения многозначного слова белый. 1. Отвесные "скалы" с почти настоящим водопадом "сторожат" вход в него — и там, "за горами, за долами", начинается совсем другая жизнь, где можно встретить и слона, и белого медведя, и жирафа ростом с подъёмный кран... [О. Г. Баринов. Зоологический сад // "Первое сентября", 2003]

L4 (ND). Лексикология. Лексическая семантика. Синонимия («пламя» и «огонь»)

Базируясь на данных примерах, попытайтесь сформулировать, чем различаются значения синонимов пламя и огонь. 1. Однако фактических данных о взаимозависимостях между высотой нагара, высотой пламени, диаметром дерева, другими факторами в них, как правило, нет. [Формирование нагара в среднетаежных сосняках Сибири // «Лесное хозяйство», 2004.08.17]

Использование материалов национального корпуса русского языка при изучении лексических категорий

Национальный корпус русского языка (далее НКРЯ) является богатейшим источником материала, который может найти различное применение в практике преподавания русского языка. В данной статье описан опыт использования материалов подкорпуса детской литературы НКРЯ при изучении лексических категорий многозначности, омонимии, синонимии и антонимии. Существующие сборники упражнений предлагают анализ языкового материала преимущественно на примерах классической литературы «для взрослых» и ориентированы, как правило, на студентов филологических факультетов. Мы же работаем со студентами, получающими квалификацию учителя начальных классов, и постоянное обращение к чудесному миру детской литературы нам представляется весьма полезным для профессиональной ориентации студентов. 378 художественных произведений, размеченных в НКРЯ как относящиеся к детской художественной литературе, дают богатейший материал для иллюстрации интересующих нас лексических категорий.

Абсолютность добра и относительность блага или наоборот?

Статья посвящена обсуждению семантики несоставных слов современного русского языка с корнем благ- (блаж-). В дискуссии с описанием И. Б. Левонтиной, определяющей добро как абсолютное понятие, а благо как относительное, уточняется семантическое соотношение слов доброи благо. Автор делает вывод, что слова добро и благо в основных значениях соответствуют абсолютным, а никак не относительным понятиям, а основное различие их значения связано с тем, что добро – свойственно человеку, тогда как благо – Богу.
Вестник ПСТГУ. Филология. N1 (15). 2009. С. 25-40.