Учёт колебания грамматической нормы при составлении тестовых конкурсных заданий

Грамматическая норма в русском языке не является застывшей, раз и навсегда принятой, а наоборот, с течением времени меняется. Может измениться грамматический род существительного, тип склонения, образование отдельных форм, глаголы могут перейти в другой, продуктивный, класс и т. д. Эти изменения происходят всегда, но в наше время, связанное с серьезными социальными и технологическими переменами, и в языке, в частности в грамматике, изменения происходят особенно заметно. Как же поступать с таким вариативным материалом в процессе преподавания? Безусловно, его можно и нужно учитывать и использовать в обучении русской грамматике, в частности при составлении грамматических заданий. Однако решающий такие задания должен хорошо обосновать свой ответ.

Проблема употребления предлогов при глаголах «горестного чувства»

Выбор предлога при глаголах «горестного чувства», к которым традиционно относят глаголы скучать, томиться, тосковать, плакать, горевать, тужить, печалиться, (со)жалеть, может представлять определенные трудности для иностранцев, изучающих русский язык. Дело в том, что существуют две предложные конструкции, в которые способны встраиваться глаголы «горестного чувства»: 1) X V по Yдат. и 2) X V о Yпредл.. Причем, эти конструкции часто представляются как синонимичные. Действительно, их взаимозамена возможна в большинстве случаев, однако, что можно показать с помощью Национального корпуса русского языка, не всегда. Насколько нам известно, семантические различия между двумя указанными выше конструкциями не становились темой отдельного исследования в русской грамматической традиции [Русская грамматика 1980], [Золотова 2001].