Предисловие к книге «Как использовать корпуса в преподавании иностранного языка»

Интерес к корпусным данным и их применению в преподавании языка стал возрастать, когда лингвисты поняли, что лексическим и фразеологическим единицам необходимо уделять более важную роль, чем прежде, и – немного позднее – что надежную информацию об этих структурах нельзя получить путем интроспекции, то есть анализа собственной интуиции. Вскоре после появления корпусов приобрело новую степень точности изучение языковой вариативности, поскольку стало возможным сопоставлять обширные данные и приблизить теорию к практиике.Однако, чтобы правильно использовать корпус в работе, преподаватель должен хотя бы в некоторой мере ориентироваться в рутинных процедурах, связанных с поиском информации в корпусе, и, что самое важное, иметь навыки и опыт оценки этой информации.

К разработке нового словаря функциональных омонимов на основе Национального корпуса русского языка

Одной из наиболее сложных проблем компьютерной лингвистики является проблема разрешения многозначности, которая проявляется в различных аспектах – морфологическом, синтаксическом, лексическом. Одним из методов разрешения функциональной омонимии для русского языка является метод синтаксического анализа ближайшего контекста омонима. В основе метода контекстного анализа лежат эвристические правила, которые учитывают наиболее типичные для русского языка контекстные ситуации для каждого типа функциональных омонимов. Очевидно, что точность метода напрямую зависит от разнообразия разрешающих контекстов, а также типа омонима, который определяется на основе приписанной омониму совокупности грамматических характеристик. Представляется, что только на основе корпусных исследований можно решить поставленные задачи.