Дидактические возможности НКРЯ в рамках спецкурса для филологов «ИКТ в обучении русскому языку»

Предлагаем методическую разработку занятия по теме «Дидактические возможности НКРЯ» для студентов филологического факультета. Цель: приобретение студентами знаний и навыков, которые позволят им использовать НКРЯ в профессиональной и исследовательской деятельности и послужат базой для их дальнейшего совершенствования. Задачи: 1) познакомиться с ресурсом Национальный корпус русского языка, 2) продемонстрировать и отработать разные варианты поиска по НКРЯ, 3) выявить и описать дидактические возможности НКРЯ в школьном курсе русского языка, 4) раскрыть возможности использования НКРЯ в научно-исследовательской работе студентов.

Использование НКРЯ в преподавании речеведческих дисциплин в вузе (на примере курса «Культура деловой речи»)

В рамках курсов, которые рассматривают проблемы использования человеком языка в своей профессиональной деятельности и других видах общения, материалы сайта «Национальный корпус русского языка» могут стать незаменимым дидактическим средством для формирования профессионально-педагогической и информационно-коммуникативной компетентности студентов. Способность ориентироваться в «океане» текстов, видеть их жанровые особенности и стилевые черты, создавать свои текста по образцу, вычленять устойчивые, стереотипные единицы – все это совершенно необходимые и как бы сами собой формирующиеся умения студентов-лингвистов и, – шире – носителей языка. Но методисты знают, сколько времени и усилий требует формирование этих умений. Национальный корпус русского языка «содержит … все типы письменных и устных текстов, представленных в данном языке (художественные разных жанров, публицистические, учебные, научные, деловые, разговорные, диалектные и т.п.)». Именно это позволяет использовать его при обучении речеведческим дисциплинам (функциональной стилистике, риторике, культуре речи) и экономить при этом силы и время.