Информационные технологии в гуманитарном образовании: Национальный корпус русского языка

Наша новая история кардинально повлияла на содержание многих предметов гуманитарного цикла образования. Литература, история и философия как предметы подверглись бурным обсуждениям и подчас сменили парадигму почти полностью. Русский язык, не будучи, на первый взгляд, идеологически нагруженным предметом, принципиально не пересматривался. ЕГЭ – это, пожалуй, первый сильный удар, нанесенный предмету русский язык. Последствия пока неясны и не осмыслены. Даже если предположить, что они не будут отрицательными, очевидно, что положительных ждать не приходится. В первую очередь потому, что воплощенная ЕГЭ формальная перестройка контроля знаний исходит из того же с содержательной точки зрения курса, который преподавался многие десятилетия. Между тем необходимость переосмысления самого содержания предмета (а не формы контроля знаний, как ЕГЭ) становится все более и более очевидной. Если содержание курсов литературы, истории и философии оказалось завязанным прежде всего на идеологии эпохи, то курс языка должен проявлять чувствительность к совсем иным явлениям нашей жизни.