Мигнуть / подмигнуть usage

Our case is to study changing the sphere of usage verbs to ‘mignut’ (to blink) and ‘podmignut’(to wink). Material for analysis we found at the Corpus of texts of the XIX century, collected in the framework of the “Taman Today” project, namely: the marked novel by M.Yu. Lermontov “The hero of Our Time”, 1840

S2 / L7 (ND). Стилистика. / Лексикология. Использование старославянизмов (врата)

Какую роль играет старославянизм врата в каждом из данных предложений? 1. Поднимаясь к свету постепенно разгоравшихся паникадил, она вела к минуте, когда царские врата отворялись и недлинной чередой выходили священники. [Елена Чижова. Лавра // «Звезда», No7–9, 2002]

RKI1 (ND). Русский как иностранный. Значение приставок («сказать», «рассказать» и др.)

Выберите один из следующих глаголов: сказать, рассказать, высказать, пересказать, подсказать, предсказать. 1. «Эта книга — попытка ...сказать о том, о чем принято недоговаривать, — о российской повседневности». 2. Может, вам удастся ...сказать ему правильные ходы, чтобы победить Котенка? 3. Внимательно прочитайте «Вместе», не бойтесь ...сказать свои мнения и предложения.

L8 (ED). Лексикология. Лексическая семантика. Значение. Многозначность. Эпидигматика («двор»)

Рассмотрите значения слова двор, представленные в нижеследующих контекстах. Выделите лексико-семантические варианты (ЛСВ), предложите краткое толкование для каждого ЛСВ, укажите номера примеров, относящиеся к каждому ЛСВ. Определите, имеет ли место омонимия или только многозначность. Укажите прямое значение, идиоматизированные словосочетания, окказиональные ЛСВ. Укажите тип мотивированности каждого из непрямых значений (метафорический или метонимический перенос). Нарисуйте схему, отображающую топологическую структуру многозначности и укажите топологический тип многозначности этого слова (радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная многозначность).

L7 (ED). Лексикология. Лексическая семантика. Значение. Многозначность. Эпидигматика («предложение»)

Рассмотрите значения слова предложение, представленные в нижеследующих контекстах. Выделите лексико-семантические варианты (ЛСВ), предложите краткое толкование для каждого ЛСВ, укажите номера примеров, относящиеся к каждому ЛСВ. Определите, имеет ли место омонимия или только многозначность. Укажите прямое значение, идиоматизированные словосочетания, окказиональные ЛСВ. Укажите тип мотивированности каждого из непрямых значений (метафорический или метонимический перенос). Нарисуйте схему, отображающую топологическую структуру многозначности и укажите топологический тип многозначности этого слова (радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная многозначность).

L6 (ND). Лексикология. Лексическая семантика. Многозначность («белый»)

По данным ниже контекстам определите значения многозначного слова белый. 1. Отвесные "скалы" с почти настоящим водопадом "сторожат" вход в него — и там, "за горами, за долами", начинается совсем другая жизнь, где можно встретить и слона, и белого медведя, и жирафа ростом с подъёмный кран... [О. Г. Баринов. Зоологический сад // "Первое сентября", 2003]

L5 (ND). Лексикология. Лексическая семантика. Переносное значение. Метафора («рыцарь»)

Проанализируйте метафорические употребления слова рыцарь в современной публицистике. Какие качества приписываются «рыцарям»? К каким категориям населения наиболее часто применяется эта метафора? Какие компоненты «рыцарской ситуации» обыгрываются в публицистике? Какая сочетаемость характерна для этого слова? Напишите работу на тему «Метафора рыцарь в современной публицистике».

L4 (ND). Лексикология. Лексическая семантика. Синонимия («пламя» и «огонь»)

Базируясь на данных примерах, попытайтесь сформулировать, чем различаются значения синонимов пламя и огонь. 1. Однако фактических данных о взаимозависимостях между высотой нагара, высотой пламени, диаметром дерева, другими факторами в них, как правило, нет. [Формирование нагара в среднетаежных сосняках Сибири // «Лесное хозяйство», 2004.08.17]

L3 (ND). Лексикология. Лексическая семантика. Исторические изменения значений слов («покойник»)

На основании следующих примеров из НКРЯ сопоставьте употребление слова покойник в 19 и 20 веках. Какие из контекстов, характерных для этого слова в 19 веке, сегодня кажутся вам устаревшими? Какой (какие) из примеров 20-го века иллюстрирует такое же употребление?

L2 (ND). Лексикология. Лексическая семантика. Исторические изменения значений слов («эк» и «эко»)

Прочитайте приведенные ниже примеры употребления слов эк и эко в текстах 19 века (часть А). Сформулируйте, чем отличаются контексты этих слов. Среди примеров из современных текстов (часть Б) найдите те, в которых слова эк и эко употреблены не в соответствии с нормами 19 века.