F1 (ND). Фонетика. Графика. Значение слова «буква»

Ниже даны различные контексты употребления слова буква. Выпишите номера тех, в которых, с научной точки зрения, это слово употреблено неудачно. (Примеры подобраны с помощью Национального корпуса русского языка). (1) «Новогодние приключения Маши и Вити»: Очкарик-знайка из журнала «Техника — молодежи» и конопатая, картавящая на все буквы девочка-Золотое-Сердце. [Побеждая Дуремара. Гарри Поттер, Буратино, Алиса, Маша и Витя в борьбе со взрослыми // Известия, 2002.03.17]

IM1 (ND). Историческая морфология (грамматическая семантика). Деепричастие. Изменения в значении деепричастия

Прочитайте данные ниже примеры употребления превосходной степени прилагательных в 19 веке. Найдите среди них такие, употребление которых кажется вам устаревшим по сравнению с современным. Разделите устаревшие употребления на группы по значению. Сделайте выводы о том, как изменилось употребление превосходной степени в 20 веке по сравнению с 19-м. Рассмотрев пример 14, выскажите предположение о том, почему превосходные прилагательные с приставкой наи- были в 19 веке значительно более употребительными, чем в 20-м?

IM2 (ND). Историческая морфология (грамматическая семантика). Превосходная степень прилагательного. Изменения в значении

Прочитайте приведенные ниже примеры употребления слов эк и эко в текстах 19 века (часть А). Сформулируйте, чем отличаются контексты этих слов. Среди примеров из современных текстов (часть Б) найдите те, в которых слова эк и эко употреблены не в соответствии с нормами 19 века.

L1/M7 (ND). Лексическая семантика. Значение слова («один»). / Морфология. Частеречная омонимия («один»)

1. На материале следующих предложений проанализируйте употребления слова один. 2. Определите частеречную принадлежность слова один (местоименное прилагательное / существительное / числительное). 1) Помню случай, когда из-за двери с нами говорил один довольно трудный «клиент». [Рассказывают студенты Московского Автомеханического института, работавшие в октябре 2000 года на пробной переписи населения в районе «Преображенское» города Москвы // Известия, 2002.07.04]

L2 (ND). Лексикология. Лексическая семантика. Исторические изменения значений слов («эк» и «эко»)

Прочитайте приведенные ниже примеры употребления слов эк и эко в текстах 19 века (часть А). Сформулируйте, чем отличаются контексты этих слов. Среди примеров из современных текстов (часть Б) найдите те, в которых слова эк и эко употреблены не в соответствии с нормами 19 века.

L3 (ND). Лексикология. Лексическая семантика. Исторические изменения значений слов («покойник»)

На основании следующих примеров из НКРЯ сопоставьте употребление слова покойник в 19 и 20 веках. Какие из контекстов, характерных для этого слова в 19 веке, сегодня кажутся вам устаревшими? Какой (какие) из примеров 20-го века иллюстрирует такое же употребление?

L4 (ND). Лексикология. Лексическая семантика. Синонимия («пламя» и «огонь»)

Базируясь на данных примерах, попытайтесь сформулировать, чем различаются значения синонимов пламя и огонь. 1. Однако фактических данных о взаимозависимостях между высотой нагара, высотой пламени, диаметром дерева, другими факторами в них, как правило, нет. [Формирование нагара в среднетаежных сосняках Сибири // «Лесное хозяйство», 2004.08.17]

L5 (ND). Лексикология. Лексическая семантика. Переносное значение. Метафора («рыцарь»)

Проанализируйте метафорические употребления слова рыцарь в современной публицистике. Какие качества приписываются «рыцарям»? К каким категориям населения наиболее часто применяется эта метафора? Какие компоненты «рыцарской ситуации» обыгрываются в публицистике? Какая сочетаемость характерна для этого слова? Напишите работу на тему «Метафора рыцарь в современной публицистике».

L6 (ND). Лексикология. Лексическая семантика. Многозначность («белый»)

По данным ниже контекстам определите значения многозначного слова белый. 1. Отвесные "скалы" с почти настоящим водопадом "сторожат" вход в него — и там, "за горами, за долами", начинается совсем другая жизнь, где можно встретить и слона, и белого медведя, и жирафа ростом с подъёмный кран... [О. Г. Баринов. Зоологический сад // "Первое сентября", 2003]

L7 (ED). Лексикология. Лексическая семантика. Значение. Многозначность. Эпидигматика («предложение»)

Рассмотрите значения слова предложение, представленные в нижеследующих контекстах. Выделите лексико-семантические варианты (ЛСВ), предложите краткое толкование для каждого ЛСВ, укажите номера примеров, относящиеся к каждому ЛСВ. Определите, имеет ли место омонимия или только многозначность. Укажите прямое значение, идиоматизированные словосочетания, окказиональные ЛСВ. Укажите тип мотивированности каждого из непрямых значений (метафорический или метонимический перенос). Нарисуйте схему, отображающую топологическую структуру многозначности и укажите топологический тип многозначности этого слова (радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная многозначность).