Вслед за словом. Анализ художественного текста с использованием Национального корпуса русского языка. Учебно-методическое пособие

Учебное пособие содержит практические рекомендации по организации анализа и интерпретации художественного текста с опорой на Национальный корпус русского языка. Описываются алгоритмы работы с ключевыми словами художественных текстов. Особое внимание уделено принципам составления поисковых запросов и их интерпретации, с помощью которых учащиеся смогут проверить свои читательские гипотезы и расширить представления о поэтике и идеологии произведений русской литературы, а также о творчестве писателя и культуре эпохи. Книга адресована студентам филологических профилей направления «Педагогическое образование», педагогам общеобразовательных организаций, образовательных организаций среднего и высшего образования. Пособие может быть использовано для обучения работы с корпусом и для самообразования.

Дидактические возможности НКРЯ в рамках спецкурса для филологов «ИКТ в обучении русскому языку»

Предлагаем методическую разработку занятия по теме «Дидактические возможности НКРЯ» для студентов филологического факультета. Цель: приобретение студентами знаний и навыков, которые позволят им использовать НКРЯ в профессиональной и исследовательской деятельности и послужат базой для их дальнейшего совершенствования. Задачи: 1) познакомиться с ресурсом Национальный корпус русского языка, 2) продемонстрировать и отработать разные варианты поиска по НКРЯ, 3) выявить и описать дидактические возможности НКРЯ в школьном курсе русского языка, 4) раскрыть возможности использования НКРЯ в научно-исследовательской работе студентов.

Корпусные методики обучения русскому языку

То, что в сборнике 2005 года казалось личными преподавательскими находками [Добрушина 2005], облегчающими и делающими более занимательной повседневную практику, за три года переросло в своего рода общественную деятельность. В 2006–2007 гг. прошли три семинара для учителей и преподавателей московских вузов по НКРЯ и преподаванию русского языка, курсы повышения квалификации для преподавателей региональных вузов и международная конференция "Национальный корпус русского языка и современное гуманитарное образование".

Креативное письмо

Сборник упражнений «Русский язык 5-6 класс. Развитие письменной речи. Рабочая тетрадь» (автор А.И. Левинзон) адресован школьникам 5 – 6 классов. Увлекательные творческие задания по развитию письменной речи составлены с помощью Национального корпуса русского языка. Здесь представлены образцы заданий из всех разделов пособия.

Из раздела: Где, когда и как.

Из раздела: Детали.

Из раздела: Очень убедительно.

Из раздела: Понятный текст.

Из раздела: Разговоры.

Из раздела: Сложные мысли.

НКРЯ тьюториал: Как пользоваться корпусом. Абсолютная частота употреблений и количество текстов

Второй видеоурок по использованию корпуса.

НКРЯ тьюториал: Как пользоваться корпусом. Относительная частота употреблений в ipm

Первый видеоурок по использованию корпуса.

НКРЯ тьюториал: Количественные результаты поиска в корпусе

Третий видеоурок по использованию корпуса.

Обучение студентов-филологов лингвистическому анализу русского текста

У студентов-филологов, специализирующих в зарубежной филологии, курс «Современный русский язык» не ведется вовсе, заменен очень коротким – семестр по два часа в неделю – курсом «Русский язык и культура речи». При этом школа все хуже справляется с обучением современному русскому, абитуриенты все хуже знают этот предмет, а конкурс на филологические факультеты страны в наш прагматический век становятся из года в год меньше, так что выбирать себе студентов большинству из нас особо не приходится. В результате мы вынуждены учить студентов тому, что сами когда-то назубок знали к вступительным экзаменам. Хорошо, если во время отведенных программой часов удается успеть разжевать для студентов основные места теоретического курса и потренироваться в основных видах анализа – конечно, на материале упрощенных, отобранных преподавателем текстов.

Семинар по истории значения слов в компьютерном классе

Семинар решает две задачи: создать базовые навыки пользования Корпусом и показать,каким образом с помощью Корпуса можно исследовать историю русской лексики 19-21 веков.

Семинар по метафоре в языке и тексте: откуда в валютном коридоре оказалась змея

Семинар решает две задачи: создать базовые навыки пользования Корпусом и показать, каким образом с помощью корпуса можно исследовать значение метафоры.